По результатам опросов предпринимателей, чуть ли не самой актуальной проблемой бизнеса во многих регионах является недостаток оборотных средств.
Когда и для кого в действительности становится проблемой дефицит оборотных средств?
В действительности это случается только при следующих условиях:
- Продаж достаточно для развития компании
- Мощностей хватает для реализации имеющегося объема заказов
- Существует недостаток товаров/материалов/ресурсов, потому что их не поставляют без предоплаты
- Привлечение дополнительного финансирования (кредиты, овердрафты и т.п.) по каким-то причинам невозможно
Не будем долго разбираться в причинах. Это и сложности с привлечением заемных средств (административные барьеры, дороговизна кредитов), и недостаточное качество менеджмента, и неумение пользоваться соответствующими бизнес-инструментами.
Остановимся лучше подробнее на том, что именно делать, если Ваш бизнес испытывает дефицит оборотных средств, а возможности привлечения заемных средств прямо здесь и сейчас нет.
Как справиться с дефицитом оборотных средств?
2. Избавляемся от «лишних» активов.
3. Избавляемся от «лишних» проектов.
4. Пересматриваем взаимоотношения с клиентами.
5. Пересматриваем взаимоотношения с поставщиками.
1. Избавляемся от «лишних» запасов. Определите самые ходовые товары/материалы (помните про правило 80/20?). Определите менее ходовые, но все же весомые товары/материалы. Затем выявите неликвидные запасы (то что «залеживается», не пользуется спросом). Нас будет интересовать последняя группа. Избавляемся от нее любыми доступными способами. Например, проводим распродажу ряда товаров по себестоимости (или с минимальной наценкой). Или проводим акцию на услугу, где используются такие материалы.
2. Избавляемся от «лишних» активов. У Вашего бизнеса есть активы, которые не приносят прибыли, и ситуация в ближайшее время не изменится? Продавайте! И найдите этим деньгам более достойное применение в своем бизнесе. Ненужное оборудование, мебель, авто. Все это может помочь вам высвободить средства.
3. Избавляемся от «лишних» проектов. У Вашей компании есть направления деятельности, которые не являются основными и требуют инвестиций? Самое время от них избавится или хотя бы перераспределить ресурсы на более приоритетные цели.
4. Пересматриваем взаимоотношения с клиентами. Есть ли у вас возможность получать деньги от клиентов быстрее? Уверены, что нет? Наверняка среди ваших клиентов есть те, кто может платить и быстрее. Просто нужно их правильно простимулировать к этому. Например, дать скидку при ранней оплате, которая будет интересна клиенту и не станет большой потерей для вас.
5. Пересматриваем взаимоотношения с поставщиками. Если вы регулярно приобретаете товары, материалы или услуги, у вас почти всегда есть возможность получить скидку или отсрочку платежа. Попробуйте, возможно многие из поставщиков пойдут вам навстречу.
Ну и конечно, продажи. Продолжайте их увеличивать, главный резерв ваших оборотных средств именно здесь.